Зеркалка и мониторка.

Принципиальное отличие съемки зеркальным и компактным аппаратом.

История

Всем, кто когда ни будь брал в руки фотоаппарат знакомо слово «мыльница». Окунемся в старину глубокую, дабы проследить от куда появился термин и само явление. В советское время выбор фотокамер был небольшой, как впрочем и любой другой выбор, но и свои мыльницы были уже тогда. Это знаменитая «Смена 8м» и «Смена Символ». По своим параметрам относительно современных ей аппаратов «Смена» была неплохой камерой. Как все советское — дешевой, и сердитой. Распространение этой камеры было очень широкое. Почти каждый ребенок в счастливом социалистическом детстве мучил это оптико-механическое чудо. Из-за не развитости сервиса проявлять пленку и печатать фотографии было удобнее самому. Благо прокат увеличителя был доступен даже школьнику, а кружкИ юных фотолюбителей встречались так же часто как теперь киоски КОДАК-Экспресс. Но, думаю, популярность «Смены» заключалась не в качестве и удобстве получения фотоснимков (что вызывает справедливое сомнение). Скорее популярность вызывала возможность наблюдать волшебное рождение (проявление) фотобумаги под воздействием проявителя. То есть романтические бдения в обнимку с красным фонарем над кюветами с фотками BEATLES, KISS, OZZY и другие не менее желанных и тлетворных образов капиталистического беспредела.
Но вот социализм закончился и на Родину обрушился поток настоящих мыльниц. Дешевых дальневосточных приспособлений для изощренной засветки фотопленки. Перечислять фирмы производители, думаю, смысла не имеет. Эра этих приборчиков совпал с революционным улучшением и удешевлением цветной фотопленки. Что так же способствовало распространению этих нехитрых агрегатов.
С появлением цифрового фото — мгновенно появилась цифровая мыльница. По началу цифровые камеры были медленны и мало объемны, но теперь они уверенно лидируют в секторе компактных камер, все стремительнее вытесняя пленочные мыльницы на обочину истории. Рынок пленочной фототехники, как зеркальной, так и компактной, теряет около 20 % объема в год. Kodak и Fuji уже объявили об урезании производства пленочной фототехники. В 2006 году Konica Minolta объявил о постепенном сворачивании производства фотопленок и пленочных фотокамер. Даже такой гигант как Nikon свернул выпуск почти всех пленочных камер, перебросив силы на цифровые технологии.
Топ-модели компактных камер уже и «компактными» назвать нельзя, поскольку они имеют внушительные размеры издали напоминая зеркалки. Для солидности их даже называют «бизнесс-класс». Но по своим качественным возможностям все камеры можно разделить только на две разновидности — «зеркальные» и «не зеркальные». И все «не зеркальные» камеры как бы красиво они не назывались и солидно не выглядели, легко складываются в одну группу. К таким камерам более всего подходит название — «мониторные» или «мониторки». Это справедливо не по тому, конечно что у них имеется ЖК-монитор (у «зеркалок» он тоже имеется), а потому что наведение на объект съемки и большинство настроек производится чаще всего именно через ЖК-монитор, по аналогии «зеркалкам», у которых прицеливание ведется через зеркала в окуляре.
Термин «зеркалка» родился тоже не на пустом месте и ведет свою историю с таких же далеких времен. Обладанием «Зенитом» в советское время можно было гордиться. Впрочем эта камера до сих пор продается в магазинах. Обладание же «импортной» «зеркалкой» превращала фотолюбителя в настоящую акулу фотожурналистики в глазах знакомых. Так уж повелось, но, образ народного и любительского фотоаппарата прочно закрепился за «мониторной» камерой, называемой «мыльницой». Образ профессиональной камеры с высокохудожественными снимками — за фотоаппаратом зеркальным. Верно ли эти народные образы?
Почему?
Почему же компактные фотоаппараты до сих пор презрительно называют «мыльницами» не смотря на огромную популярность и появление новых технологий? Ведь объемы продаж «мониторных» камер в несколько раз превышает продажу «зеркальных». Все дело, в первую очередь, в традиции. Ибо первые пленочные «компакты» страдали недостаточной четкостью получаемых фотографий. Снимки были как будто смазаны — замылены. В добавок сами камеры имели характерные обтекаемые формы напоминающие бокс для мыла. По крайней мере, в сравнении со строгими «зеркалками», которые в те времена напоминали миниатюрные угловатые чемоданы.
К сожалению, технические параметры камер далеко не решающий показатель испорченных или неинтересных фотографий. Сами обладатели «мониторных» камер, как правило, не хотят вникать в принципы работы фотокамеры и не слишком затрудняют себя изучением искусства фотографирования. Люди чаще всего уверенны, в том, что они приобрели некий чудо-автомат, электронный супермозг способный самостоятельно делать снимки. Достаточно только направить его в сторону объекта съемки и нажать кнопку. И людей нельзя за это винить. Сами производители составляют рекламу так коварно и хитроумно, что эта мистификация рождается и крепнет совершенно незаметно и быстро.
Но, к сожалению, это не так. Человеческий интеллект и экспериментальный опыт пока не способна превзойти ни одна машина — тем более кусочек пластмассы за 500$. В результате кадры получаются смазанными, не сцентрованными или вообще пересвеченными. Про художественную ценность таких фотографий говорить даже не приходится. Дай Бог хотя бы разглядеть на них самого себя.
Современные производители «мониторных» камер значительно улучшили показатели резкости снимка. Съемка современной камеры, без всяких сомнений, стала более продуктивнее чем съемка камер 90-х годов. Улучшились показатели качества и удобства. «Мыльницами» современные аппараты (даже относительно дешевые) назвать язык не поворачивается, если сравнивать их только с камерами 90-х годов. НО технологический процесс не обошел и «зеркальные» камеры. Более того — технологические новинки в первую очередь разрабатываются именно для «зеркальных» камер и оптической индустрии в целом. Только после они адаптируются к «мониторкам». Естественно, что и «зеркальные» аппараты улучшились пропорционально. Поэтому, сравнивая качество «мониторок» с «зеркалками» в памяти всплывает старинное слово «мыльница». Хотя, разумеется, сравнение уже переходит на уровень специалистов.
Принципиальные различия.

Основных различий всего четыре. Но и их достаточно, для того чтобы крепко призадуматься, на чем остановить свой выбор. Остальные отличия можно обсуждать только на конкретных образцах.
1. Возможность \ невозможность смены объектива.
2. Физический размер матрицы.
3. Наличие \ отсутствие системы зеркального затвора.
4. Скорость.
Попробуем разобраться в принципиальных различиях:
1. Возможность \ невозможность смены объектива.
а) Все «мониторные» камеры используют встроенный, не съемный объектив. Но большинство «мониторок» снабжаются насадками на объективы. Насадки эти покупаются отдельно. Они позиционируются производителем как альтернатива сменным линзам, но стоят не дороже бюджетных объективов. Однако не надо обольщаться — сравниться со сменными объективами насадки смогут только в очень поверхностном взгляде. Виньетирование, аберрации, скромная резкость и светосила, медлительность фокусировки будут преследовать вас при каждой съемке. В добавок к этому, вы становитесь заложником камеры, которую купили, ибо насадки редко подходят к другим моделям даже одного производителя.
б) Большинство «зеркальных» камер используют специальное крепление, позволяющее оперативно менять всю оптическую часть камеры (объектив). Существуют, правда гибрид. Например OLYMPUS E-20 — аппарат снабженный зеркальной системой затвора, но техническими параметрами и отсутствием съемного объектива больше похож на классическую «мониторную камеру».
в) Зачем же нужно вообще менять объектив? Дело все в том, что для качественной съемки разных сюжетов необходим свой объектив, ориентированный на фокусное расстояние, измеряемое в миллиметрах (мм) и эквивалентно расстоянию 35-мм камеры. Условно их можно разбить на несколько групп по длине фокусного расстояния.
Чем короче фокус — тем шире угол обзора.
1000-300 мм — длиннофокусные объективы «супертеле» для съемки пугливых животных и объекты на большом расстоянии.
300-100 мм — длиннофокусные объективы «телевики» и «портретники» для съемки спортивных состязания, репортажей, портретов.
100-50 мм — «портретники», «телевики» и «нормальные» для съемки портретов и фигур в полный рост. В этом же промежутке могут встретиться «макро» объективы. Для съемки мелких композиций и насекомых.
58-40 мм — нормальные объективы для съемки кадров соответствующих естественному охвату глаз человека.
35-17 мм — широкоугольные объективы — «ширики» для съемки архитектуры и пейзажей, групповых сцен, панорам.
16-6 мм — суперширокоугольные объективы «ширики», то же, «рыбий глаз» для съемки искаженных изображений (с большой дисторсией).
Существуют еще некоторые разновидности объективов, используемые ограниченным числом специалистов.
Разумеется, назначение объективов не строится исключительно на фокусном расстоянии. Оно состоит из многих факторов. И совсем не означает узкоспециализированность линзы. К примеру «портретником» можно натренироваться снимать и животных, и фигуры в полный рост, и спорт, и архитектуру. Хотя это может сказаться на оперативности и удобстве.
Универсальность, к сожалению, сильно сказывается на качестве. Чем шире диапазон фокусного расстояния — тем производителю труднее справиться с мыльностью, виньетированием, цветовыми аберрациями, геометрическими искажениями, дисторсией… И если аберрации не заметны для человека неискушенного — мыльность можно увидеть без каких-либо дополнительных знаний. Индивидуальность — в этом главный секрет качества объектива. Не верьте продавцам, обещающим вам камеру за 500$, которая может сравниться с объективами имеющими цену по 2.000-3.000$.
Именно это не позволит даже самой дешевой «зеркальной» камере (при наличии хорошего объектива) назваться «мыльницей». И именно это (при наличии того же объектива) позволит самой дешевой «зеркальной» камере сделать кадр по качеству, не уступающему кадру самой дорогой профессиональной камеры.
Все «зеркальные» камеры — это зона высшего качества картинки, в которой улучшения идут не столько в сторону качества, сколько в сторону оперативности, размера кадра и комфорта съемки, что для профессионала жизненно необходимо. А под комфортом подразумевается скорость затвора, скорость сохранения кадра, скорость просмотра, эргономичность и удобство управления — что в совокупности и влияет на общую скорость съемки. Ведь для профессионала — каждое мгновение — бесценно. По-этому сравнивать картинку разных цифровых «зеркалок» занятие малоперспективное. Качество в этой зоне начинает зависит от оптики. То есть сравнивать качество имеет смысл только на картинках полученных при помощи разных объективов.
2. Физический размер матрицы.
Объектив вместе с матрицей можно назвать глазом камеры. Матрица напрямую определяет качество получаемого снимка и забирает немалую часть стоимости всей камеры. Особенно это чувствуется в «мониторках». Матрица — это сенсор, геометрическая мозаика светочувствительных ячеек- датчиков, реагирующих на световые волны. Чем больше ячеек — тем больше разрешение матрицы (но отнюдь не лучше качество снимка). Чем крупнее каждая ячейка (а значит и крупнее физический размер всей матрицы) тем качественнее изображение.
Все матрицы «мониторных» камер грешат своей физической маломерностью. К примеру матрица «зеркалки» Nikon D70s имеет разрешение 6.1 мегапикселей.
А «мониторка» Nikon Coolpix 8800 — 8.0 мегапикселей. Казалось бы «мониторка» имеет значительное преимущество. Но физический размер матриц этих двух камер разный.
Nikon D70s — 23.7 x 15.7 mm, а
Nikon Coolpix 8800 — 8.8 x 6.6 mm. Что серьезно влияет на качество картинки.
При наличии ярких источников света, например солнца, маленькая матрица «мониторки» справляется со своей работой не хуже большой матрицы «зеркалки». На залитом солнцем пляже, к примеру. А обычным потребителям большего, как правило и не нужно. То есть такая матрица хорошо работает только при наличии качественного освещения. При уменьшении света и увеличении значения ISO матрица становиться немыслимо шумной. Появляется зернистость в тенях, переползающая по мере увеличения ISO на весь кадр. В некоторых «зеркальных» камерах (например NIKON) минимальное значение ISO начинается с 200 единиц, а большинство компактов могут давать чистую картинку только в пределах 50-100 ISO. При чем эти 100 ISO можно сравнивать только с 800-1200 ISO зеркальных камер (например того же NIKON D50, D70). Но ставить в «мониторки» матрицы от «зеркалок» производители не спешат. Потому что цена «мониторки» при этом превысит стоимость бюджетных «зеркалок».
3. Наличие \ отсутствие системы зеркального визирования.
Все цифровые камеры проецируют световые лучи, рисующие картинку на специальный сенсор, находящийся у задника камеры — матрицу (в то место, где в аналоговых фотокамерах находится фотопленка).
а) В мониторных камерах информация с матрицы поступает прямо на ЖК-монитор. Что делает возможным съемку видео. И это единственное достоинство такой системы затвора (хотя именно для фотографа достоинство сомнительное). Изображение в окуляре строится чаще всего при помощи дешевых линз расположенных в корпусе камеры, рядом с объективом. Изображение в окуляре крайне мало и вести съемку ориентируясь через него крайне неудобно и не вполне точно. Ко всему прочему при съемке широким углом часть кадра закрывает ствол объектива и картинка не совпадает с получаемым кадром (это явление называется — параллакс). По этому большинство пользователей прицеливаются при помощи ЖК-монитора. Но при работающим ЖК-мониторе экспонометру камеры приходится постоянно замерять освещенность что приводит к перегрузке процессора и задержкам других операций. На роботу ЖК-монитора и постоянный экспозамер уходит немало электроэнергии. Сама матрица находится постоянно в рабочем состоянии, от этого она неизбежно перегревается, что вызывает увеличение шума.
б) В зеркальных камерах матрица открывается только в момент срабатывания затвора, что делает невозможным съемку видео. В промежутках между срабатыванием она закрыта зеркалом. Изображение с этого зеркала отражается в гранях пентапризмы или системе зеркал, выстроенных на подобии зеркал в бинокле и попадает в окуляр. То есть пользователь видит картину съемки непосредственно через объектив. Окулярная картинка достаточно крупна для того, что бы настраивать резкость вручную, что иногда бывает необходимо (например при съемки портрета). Кроме того в нее встраивают шкалу с параметрами съемки, дублирующими наружный монитор, активную точку фокусировки, и сетку разметки помогающую при архитектурной съемке и компоновке кадра. Все это позволяет менять настройки на ощупь, не отрывая взгляда от объекта съемки. Что необходимо для репортажной съемки.
4. Скорость.
Скорость формируется возможностями электоники, которые в «зеркальную» камеру даже бюджетную, закладывают с избытком. Косвенно на скорость влияет физический размер матрицы и наличие системы зеркального визирования. Для зеркальной камеры скорость — дело принципа. По этому скорость «зеркалок» по всем параметрам и весьма существенно превосходит скорость «мониторок».
Вывод.
Конечно же глупо сравнивать топ-модель CANON EOS 1Ds Mark II ценой в 8.200$ с дешевой «мониторкой» CANON Powershot A510 за 197$. Но сейчас «мониторные» камеры приблизились по цене к бюджетным «зеркалкам». Фаворитом является NIKON. Его «зеркалка» D40 в китовом исполнении (с объективом в комплекте) стоит 620$, а компакт NIKON Coolpix 8800 стоит 860$. Топ-модель компакта от CANON — PowerShot Pro 1 стоит не многим дешевле — 752$.
Купив, к примеру, NIKON D40 боди (камеру без объектива) и отдельно объектив-мегазум SIGMA AF28-200mm f/3.5-5.6 вы потратите немногим больше камеры в китовой комплектации (с зоводским объективом) 660$, При этом вы получите примерно такую же по качеству и зумированию оптику. Если немного доплатить можно приобрести объектив с еще более широким диапазоном (SIGMA AF18-200mm f/3.5-5.6 или SIGMA AF28-300mm f/3.5-5.6) Снимая этим мегазумом вы будете охватывать большинство фокусных расстояний используемых фотографами. Со временем, когда вы поймете к каким особенностям съемки вы предрасположены (выберете свое любимое фокусное расстояние) вы купите соответствующий этим особенностям качественный объектив. Мегазум тоже не пропадет — его можно использовать, когда универсальность важнее качества.
Покупателю решившему приобрести фотокамеру в этом ценовом секторе следует очень внимательно рассмотреть все варианты. И главное понять, способен ли он совершенствовать свои знания, хочет ли он творить или желает просто иметь фотографии на память, не отягощая себя покупкой и ношением многочисленных аксессуаров.
Оригинал статьи: http://art-pilot.com/2010/08/mirror/
Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Одноклассники

Comments are closed.

top.PhotoPulse.ru - рейтинг фоторесурсов